Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов 2016
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Центральный административный округ

Профессиональная ориентация

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни человека. Правильно выбрать профессию - значит выбрать свое место в жизни. Когда мы имеем возможность заниматься тем, чем нравится, мы живем с чувством удовлетворения и можем быть счастливы. Размышляя о профессиональном будущем, человек осуществляет мысленное движение от себя сегодняшнего к себе в будущем. Даже, если на сегодняшний день еще нет четкого представления о будущей профессии, то наблюдая за окружающим миром, за деятельностью людей, можно представить себя в будущем, перебрать в воображении различные варианты (в том числе и фантастические). Правильный выбор профессии позволит полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели.

Цели должны быть: конкретными, реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д., ограниченными во времени («цель – это мечта, которая должна осуществится точно к назначенному сроку»).

Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай.

При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:

  • главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
  • цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);
  • пути и средства достижения целей (знания и умения, опыт);
  • внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
  • внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
  • запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).

Если цель – выбор профессии в соответствии с возможностями и потребностями, необходимо задать себе следующие вопросы:

  • на какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения;
  • каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;
  • какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы;
  • какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;
  • хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.

Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия:

  • Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.
  • Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
  • В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

Представим эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.

1 вариант. Требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

2 вариант. Требования рынка, профессиональной успешности. По мере освоения профессии может расти возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

(из статьи Г. В. Резапкиной)


Нормативно-правовая документация по профориентации


Во второй декаде февраля 2017 г. НИУ ВШЭ провел большой День открытых дверей, на котором выступили: ректор НИУ ВШЭ Я.И.Кузьминов, проректоры В.В.Башев и С.Ю. Рощин, директор по основным образовательным программам А. В.Коровко.

В данных выступлениях освещались вопросы:
- какие специалисты будут нужны в будущем и чем необходимо руководствоваться при выборе образовательной программы в вузе?
- как будет развиваться НИУ ВШЭ?
- какие новые образовательные программы будут открываться в НИУ ВШЭ?
- что ожидает абитуриентов во время приемной кампании 2017 года?
- каковы особенности учебного процесса в Вышке и другие.

Посмотреть видеозапись выступлений


Контакты:
Гнездилова Ольга Александровна
методист по профориентации учащихся
e-mail: o.gnezdilova@sch2095.com

28.12.16
подробнее
обновлено: 04 апреля 2017
27.02.17
Впервые в апреле - мае 2017 года учащимся 10-х и 11-х медицинских и инженерных классов школы предстоит сдать предпрофессиональный экзамен.
подробнее
обновлено: 27 февраля 2017